Почему мы читаем медленно?

 

Авторы методики быстрого чтения, ученые-лингвисты О.А.Кузнецов и Л.Н.Хромов еще в начале 70-х годов 20-го века предупреждали о том, что скорость восприятия и переработки информации человеком должна быть повышена, чтобы не отстать от современных электронных устройств, которые уже тогда стали высвобождать человека от выполнения им некоторых технических операций, но при этом функция управления машинами оставалась за человеком. Человек как творческое разумное создание должен быть всегда впереди любой самой умной машины, поэтому, как говорят ученые: «чтение научных и технических документов – важнейший акт творческой деятельности человека, связанного с процессами управления».

Чтобы понять пути совершенствования процесса чтения человеком, надо выделить основные недостатки традиционных методов чтения. Их всего три:
Артикуляция при чтении, или проговаривание того, что читается. При таком чтении его скорость не превышает скорости речи и составляет поэтому в среднем 150 слов в минуту. При этом во время артикуляции восприятие и переработка текста происходит с участием слухового канала, что и замедляет скорость чтения. Известно, что слуховой канал переработки информации обладает меньшей пропускной способностью, чем зрительный.

Малое поле зрения при чтении. Поле зрения – это участок текста при одной фиксации взглядом. При традиционном чтении воспринимаются буквы, в лучшем случае – слова, но все равно поле зрения очень мало и поэтому глаз вынужден делать много лишних скачков и остановок при чтении. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при остановках глаз. А чем меньше таких остановок, тем эффективнее чтение.

Регрессии при чтении. Это возвратные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям, когда происходит повторное чтение текста.

Получается, что при обучении методике быстрого чтения перечисленные «недостатки» становятся просто «вредными привычками» и их надо подавить, чтобы воспитать новые, которые ускорят процесс чтения.

Интересно, что под быстрым чтением авторы методики понимают такое чтение, которое обеспечит полноценное смысловое усвоение и запоминание считываемой информации. Но разработанную методику они рекомендуют использовать только для чтения общественно-политических и научно-популярных текстов, не применяя ее при чтении художественной литературы. Вот в этом можно бы и не согласиться с авторами методики, так как в наш скоростной и насыщенный информацией век быстрота чтения как качество личности будет полезна каждому и в любой ситуации.

Чтение – сложнейший психофизиологический процесс, в котором принимают участие многие анализаторы человека. Наиболее важные из них – это, как следует из трех перечисленных выше «недостатков» чтения, – зрительный анализатор (охват взглядом фрагмента текста), затем – речевой анализатор (проговаривание) и наконец – слуховой анализ. Именно так идет процесс восприятия информации на самой низкой скорости. И от того, как организованы все эти процессы, зависит в целом скорость чтения.

Артикуляция всегда тормозит скорость чтения, и, значит, от нее необходимо избавиться. Подавление проговаривания позволит исключить из участия в трехступенчатой обработке информации при чтении слуховой блок и перейти на двухступенчатую обработку информации с помощью зрительного блока и блока внутренней речи. Позже мы узнаем, как это можно сделать.

Как статть хорошим оратором в Интернет

Прочитав эту книгу, Вы получите фундаментальные и практические знания о том, как стать хорошим запоминающимся веб-оратором в современном веб-пространстве..

Приятного чтения!

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

12 месяцев хостинга по цене 10!