Итак, как написать сочинение? В школе, колледже, вузе… – всегда мы встречаемся с этим письменным заданием, кажущимся многим очень трудным, неподъемным…. Почему?
Этот процесс является литературным творчеством…. Да, он пугает многих, но только не читающих людей. Действительно, постоянная мысленная и духовная связь с известными писателями через их прекрасные произведения дает «автоматическое» понимание процесса литературного творчества, приучает видеть его и понимать с детства…
Итак, с чего начать сочинение? Первый этап работы – это выбор темы, и от того, каким будет первый шаг, зависит весь дальнейший путь. Начинать всегда трудно, но, повторюсь, только не для читающих людей.
Так же, как и в публичном выступлении оратора, в сочинении присутствуют зачин, вступление, основная часть с примерами или аргументами, заключение и концовка.
Так же, как и в публичном выступлении, в этой работе должна быть четкая логическая связь между частями сочинения. А доказательность мыслей, идей не должна вызывать сомнений. Доказательства, или аргументы, – это цитаты из литературного источника, достоверные истории, исторические экскурсы, то есть отрывки из других известных и признанных, классических произведений, источников правдивой информации. Если сочинение пишется по конкретному художественному произведению известного писателя, то, конечно, надо хорошо знать его содержание и к месту использовать отрывки, т.е. цитаты из него. Коротко говоря, сочинение должно быть содержательным, информационно насыщенным, но именно по той теме, которая стоит в заголовке, – это значит: ни шага в сторону от нее!
Таким образом, в самом тексте работы может быть всего от трёх до пяти абзацев, если сочинение небольшого размера, типа сочинения-рассуждения, сочинения-описания, сочинения-размышления, эссе. В крупных же по объему сочинениях в основной части, где объясняется и доказывается главная мысль-идея работы, указанная в теме, может быть намного больше абзацев ввиду разбивки срединной, основной части текста на своеобразные параграфы, то есть более мелкие части. Главное – все эти части должны чётко «работать» на раскрытие указанной темы сочинения.
Какими могут быть зачины в одно-два распространенных предложения? Их множество, но самых популярных – пять.
Первый вариант – академический: «Писатель родился в таком-то году, окончил такой-то университет. Вершиной его творчества стало произведение, в котором…» и так далее.
Второй вариант – личностный: «Я не случайно выбрал эту тему, так как она мне интересна тем, что…» и так далее.
Третий вариант – дневниковый: «Болконский… Что же он такое? Почему, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю к нему…» и так далее.
Четвертый вариант – цитатный: «Что вы, что вы это над собой сделали?» – говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в ее слова…».
Пятый вариант – сценический: «…За окном – дождь. На столе тихо и уютно горит настольная лампа. Передо мной – томик рассказов Чехова…».
Каждый из вариантов зачина имеет свои плюсы и минусы и предполагает соответствующий стиль написания всего сочинения.
Значит, надо понять, какой же из этих стилей тебе более всего подходит как автору, в каком стиле у тебя лучше всего получится весь текст этой творческой работы. Давайте вспомним, что такое стиль в литературном произведении…. Это гармония смысла и фраз, которых должно быть в вашем сочинении ровно столько, чтобы как можно полнее в соответствии с вашим пониманием и мировоззрением была раскрыта тема сочинения.
Кстати, черновик – это гарантия успеха! Особенно в начале работы, когда пишется кусками, фрагментарно. Потом, уже окончательно влившись в словесно-смысловой поток творческой работы, можно сразу писать набело, но контролируя себя в каждой фразе.
Вступление может быть небольшим, но главное – строго по теме, то есть кратко раскрывающим основную мысль сочинения. Размер вступления не имеет большого значения, но не должен превышать по объему основную часть работы.
Основная часть сочинения – это «материк» всей работы с доказательствами, то есть аргументами по теме, по основной мысли сочинения (как доказательство теоремы!), с примерами, цитатами, отрывками из текста произведения. Здесь все должно быть логически и эмоционально выверено в соответствии с темой сочинения. Нельзя допускать главную ошибку всех «сочинителей» – отход от темы, уход в «дебри» и лирические отступления не по теме. Конечно, это самая главная и творческая часть всей работы, от которой зависит и ее успех, и вывод, то есть концовка сочинения. Помните, что анализировать текст произведения – это не пересказывать его, а объяснять. Относитесь к каждому слову и к каждой фразе бережно и требовательно! Все должно быть к месту и ничего лишнего… Резкие переходы между мыслями одной части иногда могут быть, но тогда надо сделать новый абзац и плавно перейти на другую мысль, чтобы не нарушить логику всей работы.
Концовка сочинения «закрывает» тему сочинения, кратко повторяя основную мысль-идею работы, но при этом оставляя у читателя желание подумать над судьбами героев, поразмышлять дальше. Вы как бы приглашаете читателя к дальнейшему обдумыванию и к своим выводам. Хорошо, если концовка сочинения пробуждает желание прочитать это произведение снова, перелистать его еще раз. А в целом, ваша творческая работа должна оставить у читателя приятное впечатление, как будто он поговорил с умным и интересным человеком.
Желаю успеха всем, кто встал на путь литературного творчества! Это путь благородного «сочинительства»: логического анализа, вдохновенного осмысления, эмоционального контакта с великими умами человечества через их выдающиеся произведения.
Как статть хорошим оратором в Интернет
Прочитав эту книгу, Вы получите фундаментальные и практические знания о том, как стать хорошим запоминающимся веб-оратором в современном веб-пространстве..
Приятного чтения!