Кто это — бизнес-тренер?
Как он влияет на желание клиента общаться с ним доверительно, говорить с ним искренне, верить, что он самый лучший и обязательно поможет?
Самыми популярными сегодня для общения с клиентами в интернете стали вебинары. Да-да, именно вебинары, когда на экране мы видим «говорящую голову» так называемого бизнес-тренера, чуть ниже – чат, т.е. активную переписку с ним в виде вопросов и ответов слушателей, а в центре экрана – презентацию по теме выступления оратора…
Я не оговорилась, именно – оратора, т.е. человека, увлекающего за собой, захватывающего внимание слушателя своей логикой и экспрессией, своей убежденностью и убедительностью, одним словом, – своей незаурядной личностью. По крайней мере, так мы в реальном мире воспринимаем ораторов, лекторов, риторов, то есть всех красноречивых людей, говорящих с высокой трибуны. Кстати, аналогия почти полная: голова бизнес-тренера находится выше всего, как будто на трибуне: и чата, и презентации, и всего, что есть на экране монитора. Поэтому неслучайно родились и это сравнение, и эти строки о современных ораторах в интернете…
Современные веб-ораторы
Совсем недавно мне удалось побывать на интересной интернет-конференции по теме с захватывающим названием – «Инфобизнес-перезагрузка».
Не пожалела… . Прослушала более десятка вебинаров и соответственно ораторов, записалась на несколько видеокурсов. Что ж, многие ораторы порадовали своей компетентностью, своей убежденностью, своей экспрессией в подаче материала. Но … заметила почти во всех выступлениях одну закономерность, которая относится к разряду «Осторожно, надо избегать!»
Слушая «доклады» изо дня в день, все больше вникала уже не в темы выступлений, а в язык, речевой «дар» ораторов. Назовем их веб-ораторами… И что же общее, но неприятное я обнаружила в их говорении?
Речевые ошибки
Да, я услышала, что многие ораторы допускают речевые ошибки.
Во-первых, полное игнорирование ими такой важной этической нормы как избегание слов-паразитов, т.е. пустых и не имеющих «доброй» смысловой нагрузки слов и междометий («так сказать», «вот», «э-э-э-э» и т.п.).
Во-вторых, использование грубой «лагерной» лексики, проще говоря, мата и жаргона. В речи одного веб-оратора такая лексика просто изобиловала. Когда же я сделала замечание и меня поддержали другие слушатели, то оратор (анонсировали его как замечательного мотиватора!) просто не смог дальше вести свою тему. Он начал рассказывать… о себе, так мы узнали, что оратор – лейтенант милиции в отставке…
В-третьих, присутствие в речи оратора и так называемого сленга, т.е. слов бытового и разговорного жанра – «блин», «хрень», «нафига» и т.п. Как же они приземляют оратора, буквально сажают его «в лужу», роняют его образ.
Голос веб-оратора
Ну, и самым неприятным открытием для меня стал ГОЛОС веб-оратора. Только один из более десятка голосов пробудил во мне желание слушать и вслушиваться, внимать и запоминать, торопливо записывать, одев наушники, чтобы ничто и никто не мешали восприятию этого голоса. Может быть, это дар, данный человеку от рождения… Возможно, человек занимался своим голосом профессионально, но… именно он вдохновил и на покупку видеокурса, и на запись для постоянного обучения.
Остальные голоса наших веб-ораторов оставляли …желать много лучшего. В основном, это были тусклые, монотонные, совершенно неразвитые голоса, притупляющие восприятие, мешающие вникнуть в существо дела. А ведь хорошо поставленный голос дает возможность передать слушателям мельчайшие смысловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль говорящего во всей ее полноте, создает эмоциональный настрой, облегчающий восприятие информации.
Воспитание голоса
Можно ли сделать нормальное звучание голоса? Можно ли его поставить? Можно ли свой голос воспитать и сделать его притягательным и приятным? Можно! Какими надо обладать знаниями, умениями и навыками, чтобы ваш голос работал на вас, а не против вас?
Да, в обыденной жизни наш голос легко справляется с нагрузкой, предлагаемой разными обстоятельствами. Но… выступая перед большой аудиторией (а интернет-аудитория может достигать и 500, и более человек), когда нужно говорить активно и долго, убеждая в чем-то совершенно неизвестных тебе людей, – нагрузка на голос увеличивается многократно. Он не должен задрожать, он не должен сникнуть, он не должен стушеваться, он не должен замямлить и не должен вскипеть… . А главное – он должен помочь вам добиться желаемого.
Какой голос мы любим?
Как вы думаете, какой голос мы с вами больше всего любим слушать? Конечно, в живой реальной аудитории особое значение имеют красивый тембр, сила звука и выносливость голоса, полетность и посыл звука, т.е. его способность не теряться среди других звуков и достигать нужной точки, долетая до каждого.
Для веб-оратора в его интернет-аудитории наиболее важное значение приобретает звуковысотный диапазон голоса. Да, человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне. Для тренированного голоса этот диапазон равен примерно двум октавам. В обыденной речи – гораздо меньше, видимо, поэтому и появляются в разговорной речи «для усиления смысла» крепкие словечки, в основном, унизительного смысла для культурного человека.
К чему приводит бедность звуковысотного диапазона голоса?
К звуковому монотону, в первую очередь. Монотонный, ровно звучащий в интервале трех-четырех тонов голос усыпляет и притупляет восприятие. Помню, как во время ночных вебинаров конференции глаза слипались и голова падала на компьютерный стол, но только одна мысль, что в конце будет сюрприз от тренера, заставляла вяло держаться перед экраном, хотя восприятие уже было на нуле.
Давайте вспомним нашего классика в педагогике А.С. Макаренко. Этот покоритель детских душ начал считать себя мастером в педагогике лишь с того момента, когда научился произносить фразу «иди сюда» с 15-20 звуковыми оттенками…
Значит, дорогие мои, к какому выводу мы подошли? Да-да, совершенно верно: и голос можно воспитать, и диапазон его расширить специальными упражнениями. И тогда слушатели будут внимать вам как проповедникам, будут верить каждому вашему слову, как это ни странно. Так уж устроен человек: все красивое притягивает, все безобразное отталкивает…
Правильный оратор
А напоследок я скажу… . Тот веб-оратор (не будем называть его ФИО из этических соображений), который заставил-таки меня своим голосом довериться ему и записаться на все, что он предложил на вебинаре, имеет следующие параметры, более всего воздействовавшие на мое восприятие его информации (сравнила инфу с другими – почти то же самое, странно…). Звук его голоса направлен в верхний головной регистр, т.е. звучит звонко и полетно, с использованием микста – смешанного регистра, при котором резонация усиливается в направлении, обратном высоте тона. Звучание ровное и активное, не теряется ни один звук, нет ни одного лишнего слова, ни одного слова-паразита, мелодический рисунок – деловой, спокойный, уверенный.
Желаю каждому веб-оратору найти свой природный естественный голос, отыскать под наслоениями привычек то звучание, которое является для него максимально органичным. И всегда помнить, что голос надо тоже воспитывать, ведь диапазон голоса – качество, собирающее Ваших потенциальных клиентов.
Как статть хорошим оратором в Интернет
Прочитав эту книгу, Вы получите фундаментальные и практические знания о том, как стать хорошим запоминающимся веб-оратором в современном веб-пространстве..
Приятного чтения!